Не так давно у меня состоялся разговор с представителями компании FICO TONBELLER, которая предлагает решения в области противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Само решение представляет из себя специализированную IT систему, позволяющую повысить эффективность кредитных организаций за счет автоматизации деятельности по ПОД/ФТ, соблюдения требований регулятора по предоставлению отчетности по расследованию подозрительных транзакций. Решение состоит из модулей AML, FATCA/CRS, KYC, Embargo, признанные на международном уровне и внедрены более чем в 1000 финансовых организаций по всему миру. Из представленных модулей интересным считаю FATCA/CRS.
Так вот FATCA - это своего рода взаимоотношения американской системы налогообложения и ее граждан, проживающих за пределами США. С целью увеличения налоговых поступлений в США в 2010 г. был принят закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), предусматривающий раскрытие информации об американских налогоплательщиках финансовым институтам по всему миру. Многие страны подписали с США соглашения, в соответствии с которыми банки и другие финансовые институты были обязаны выявить американских клиентов и сообщить в налоговую службу США (IRS) напрямую, либо в свою налоговую службу для последующей передачи в налоговую службу США. Россия в 2014 г. подписала соглашение о соблюдении FATCA, в противном случаи финансовые организации ожидали санкции в виде 30% штрафов на движение средств с их кор. счетов в банках США вплоть до закрытия.
Успешный опыт США вдохновил Организацию Экономического Сотрудничества и развития (ОЭСР) на создание аналогичной системы. Так появился CRS (Common Reporting Standart) «Единый Стандарт Отчетности», его считают Европейским аналогом FATCA, речь идет об автоматическом обмене финансовой информацией для налоговых целей.
Более 100 стран присоединилось уже к CRS, часть из них запустит обмен в 2017 г., остальные с 2018 г., в том числе и Россия. Финансовый мир становится гораздо прозрачнее.
Таким образом, все финансовые институты (банки, инвестиционные фонды, страховые компании, брокеры, депозитарии и т.п.) станут информаторами налоговых органов.
К примеру банки будут сообщать налоговым органам иностранных государств всю информацию о счете: реквизиты счета, операции, остатки, проценты, бенефициарах, дивиденды; и причем за прошлые налоговые периоды (вплоть до 2012 года). Критерием юридических лиц – счет свыше 250 000 $, физических лиц без ограничений. Важно то, что банку необходимо будет установить резидентство лица, сам процесс не из легких, так как в некоторых европейских странах учитывают не количество дней, которые человек провел там, а по центру жизненных интересов – дети, дом, близкие родственники, образование, медицина, коммунальные и арендные платежи и т.п. Весь процесс будет автоматизированным и уже сегодня немало европейских компаний кто готов предоставить данный продукт.
То, что Россия подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) и согласилась присоединиться к стандартам автоматического обмена не означает, что другие страны-участницы согласны отправлять информацию в Россию, помимо этого следует подписать отдельные соглашения с каждой страной, а после настроить программные решения с действующей законодательной базой.
Следует отметить, что требования американского закона FATCA исполняют практически все иностранные финансовые институты во всем мире, при этом как будет исполняться CRS со стороны США не ясно.
Уверен, что в России данный стандарт заработает в 2018 г. или в 2019 г. и нужно понимать, что будет с налоговой оптимизацией через два, три года. Факт, что налоговая оптимизация станет совершенной другой и готовиться к ней нужно уже сегодня.